Отец мой родом из г. Тара Омской области. Подробнее смотрите на странице "Генеалогия" . Вот на космическом снимке стрелочкой помечен центр Тары, где стоял еще недавно трехэтажный деревянный дом моих предков - потомков атамана Ивана Кольцо, который погиб именно в Таре (на месте ногайского поселения, бывшего тогда в данном месте). Справа от стрелки извивается речка Аркарка, на островке которой стоял и дом моей бабушки. Мой дядя разведывал месторождения Сургута, Нефтеюганска, Самотлора, и пр., поэтому бабушке дом выделило государство среди домов, где поселили семьи милиционеров. Зато было спокойно. Во-первых, от Тары отделяла река, во-вторых, вокруг одни милиционеры (хотя был еще и зажиточный мужик прибалт Тедер (с его сыном Толькой мы были друзья)). Драки с татарами там происходили постоянно. Но моего отца и его брата старожилы все знали (хулиганы были известные), и ко мне никто не лез. Там свои взаимоотношения. Сидишь у озера, ждешь время сети снимать, подходит мужик и говорит: "я рыбнадзор". Отец отвечает: "а я адмирал". Сели, выпили, рыбу он нам сам помогал вынимать, и места рыбные показал. Потом мы к нему на Иртыш за стерлядью ездили, - он переметы снимал. Вот такой рыбнадзор. В Мошканке директор колхоза просто так, как познакомились, - каждый раз к бабушке заезжал, и на зиму дров привозил бесплатно, а заодно полмашины всякой сельхозпродукции. Вот просто так, потому как люди понравились. Сибирская душа широка как сам край - ни конца не видно, ни богатства не занимать. Из Омска в Тару ехать автобусом аж 6 часов, или 5 часов на ракете по Иртышу. Тогда "Восходы" на воздушной подушке ходили только на местных рейсах. А сейчас их и вообще нет. Так как мой отец был офицером-подводником, поэтому я больше одного года с рождения нигде не жил. Да и то, на лето меня отправляли к бабушке в Сибирь. Вон на тот остров в середине Иртыша мы с отцом плавали срезать удилища из ивняка. У отца тогда ногу свело, но он доплыл молча, даже мне не сказал, чтобы я не испугался. Иртыш река быстрая, если бы снесло течением за остров, - труба. Но доплыть успели буквально за несколько метров до конца косы. Теперь он обмелел сильно, раньше над водой было только то, где лес растет, а второго "острова" вообще не было.
Сменил я всего что-то около 8 школ, что пошло мне на пользу.
Моя сестра родилась в Ленинграде. А я родился в городе Советская Гавань Хабаровского края Приморской области. Жил и в поселке Тихоокеанском, и в Находке, и во Владивостоке. И где я только не жил, даже вспомнить сегодня уже никто не берется, потому что за один год мы могли переезжать несколько раз. То "на ремонт" во Владивосток, то обратно на Камчатку, то на переподготовку в подмосковный Обнинск, то на курсы в Ленинград, то к одной бабушке в Сибирь, то к другой в Питер, а то и еще куда, например, в Сельдевую в док, или еще куда Бог пошлет вместе с начальством, Родиной и партией, будь она не ладна. Отец иногда уходил в море почти на год, например, когда перегонял двух "китят" 671 проекта из Питера на Камчатку вокруг Африки с заходом в Сомали.
А это Советская Гавань Хабаровского Края, где я родился. Отец тогда служил на подводной лодке, которые раньше базировались в этом месте. Сколько было таких гарнизонов, не сосчитать уже. Ракушки, Тихоокеанские, и прочие пункты базирования и ремонта субмарин на Тихоокеанском флоте. В ручьях ловили гальянов, на побережье собирали гребешок. Рядом работал агар-агаровый завод и рыбколхоз. Креветок ловили сачком прямо у пирса. Никакой особенной мебели тогда у нас не было вовсе. Поэтому варили креветок в ведре, стелили газету на фибровый чемодан, вываливали ведро на чемодан, и ели все вместе. Вот такие "пироги". С хлебом во всех гарнизонах были проблемы, поэтому мы ходили в гарнизонную пекарню и покупали у матросов-хлебопеков хлеб, когда в магазине он заканчивался, а если и там уже не было, то ехали в ближайшие поселки. Колхоз "Заветы Ильича" был чуть ли не "городом" в нашем понимании. Мне сложно себе представить как все это стойко переносила моя Мама, коренная ленинградка. Но тогда все было другое, и люди то же. На карте уже все изменилось, все застроено. А раньше место было глухое.
По стране пришлось поколесить изрядно. Несколько раз ехали поездом из Москвы во Владивосток. Неделю. Один раз лето выдалось жаркое на столько, что вокруг железной дороги горела тайга. Но поезда продолжали идти. Рядом с пассажирским поездом шел пожарный, и периодически поливал пассажирский водой. У железки непрерывно сидела куча зверья, спасавшегося от пожара, - белки, бурундуки, лисы, и даже олени, совершенно не пугаясь поезда. Огонь страшнее.
Из Владивостока на Камчатку один раз пошли на теплоходе "Советский Союз" (бывший "Адольф Гитлер"). Опять неделю. В ресторане хоть шаром покати, одни "щи суточные", да "синяя курица" непонятного срока изготовления. Больше на теплоходе не ходили, только самолетами, да военными кораблями с оказией.
Вот на этом малюсеньком полуострове, с различными перерывами, в среднем я прожил около пяти лет. Это поселок Рыбачий на Камчатке (Петропавловск-Камчатский-53). А вот эти "штришки" - это пирсы со стоящими около них атомными подлодками. Отец служил там сначала командиром, а потом начальником штаба соединения. А начинал он там на "счастливой К-14" http://happysubmarine.narod.ru/ekip.html . Когда в поселке отрубался свет, один из крейсеров подключали к аварийной сети, и атомоход "подкармливал" поселок. Зимой снега насыпало до 4-го этажа, а по утрам из подъездов откапывались по два часа силами всех мужиков. В некоторых домах на первых этажах стекла выдавливало внутрь квартиры снегом, хотя их на зиму защищали фанерой. По кольцам баскетбольной вышки зимой ходили пешком сверху. Мы с отцом от медведя-шатуна как-то раз бежали на лыжах до подъезда дома. С мальчишками мы ходили пешком через тайгу за 12 км на "Вилюй" ловить ручьевую форель на красную икру, или за 3 км ловить камбалу. Потому как в самой Авачинской бухте отец рыбу ловить не велел. Наши атомоходы совсем не отличались заботой о чистоте окружающей среды. Все ловили, а мне отец запрещал. Я даже за крабами ходил на ту сторону полуострова, что сверху, хотя их там было гораздо меньше, а идти надо было долго и через гору. Один камчатский краб - это еда на всю семью. Засунешь в 20 литровое ведро, а ноги никак не запихиваются. Тогда краб стол в три раза дешевле курицы. А сейчас в Москве краб дороже курицы в 10 раз. Зимой катались на лыжах в плавках, - при ярком солнце, на самом деле в распадках жара жуткая. А вот за домами снег не таял даже в июне. В те времена зарплата инженера была 120 рублей. Отец получал около 1000. Но курица там стоила самая "дохлая" и "синяя" - 10 рублей, а пучок редиски 3. Один билет на самолет - 250, а мы летали вчетвером, да в оба конца, да несколько раз в год. Так что ничего мы там не скопили. И как приехали с двумя чемоданами на четверых, так и уехали.
Жили мы и в Ленинграде, пока отец учился на классах и в академии, и в Москве, в очередной академии. Потом отец перевелся заместителем командующего 5-й средиземноморской эскадры, и как ушел в море в совокупности года на три, с возвращением на период отпуска. Так что видели мы его редко. Потом отец с матерью поехали дальше в г. Полярный на Север (отец командовал 4-й оперативной эскадрой подводных лодок в Полярном), а я остался в училище в Севастополе. Теперь там украинский институт неизвестно чего.
А это город Севастополь, где я, закончив училище начал свою службу, и где сейчас служит мой сын Андрей. Справа, где красные крыши, - это древнейшие "лазаревские" казармы - вот там я временно располагался, когда был командиром ракетной боевой части подводного крейсера К-67. А слева такая точечка на зеленом мысу - это Владимирский собор, на месте которого по преданию крестился князь Владимир. Сейчас там рядом живет мой сын, а его корабль стоит в 100 метрах от того места, где стояла моя субмарина.
Я служил и в Балаклаве, бывал и на Севере (в Аре, Уре, Полярном, учился в Североморске, Мурманске), в Санкт-Петербурге, в Москве, Обнинске, ... и так далее, примерно как и мой отец, хотя не на столько уж "круто морячил", а только "обозначал".
Мой первый дальний поход был на "Перекопе" из Кронштадта вокруг Европы в 1983 году (тогда мы заходили в Росток и Варнемюнде в Германии). (А мой отец ходил и на знаменитых крупнейших в мире парусниках - мне не удалось, хотя парусную практику я проходил как и все).
А последний раз в дальний поход я ходил в 2001 году из Владивостока вокруг Японии на БПК "Адмирал Трибуц" в качестве представителя Главного штаба ВМФ с заходом в Сасебо (около Цусимского пролива). С дуру я там даже женился, зарегистрировав брак в Токио.
"Сам по себе" бывал и в Эмиратах, и в Турции, и ... на самом деле офицер оперативного управления летает в Москву, Владивосток, Калининград, Мурманск, Севастополь, Анапу, и ... примерно каждый месяц. Поэтому более чем за 20 лет я все эти "концы" пропахал сотни раз до тошноты, да и с официальными делегациями НАТО тоже наездился до полного отвращения к каким-либо поездкам вообще.
Хотя иногда хочется уехать куда-нибудь, но лишь бы подальше от Москвы. Все равно куда. Хоть в Италию, хоть в Грецию, хоть обратно на Камчатку в долину гейзеров, или Паратуньку. Лишь бы не видеть этот коптящий центр, бесконечные автомобильные пробки, нерусские рынки, смог над городом, и не дышать этим совершенно невозможным для моряка воздухом мегаполиса-муравейника.
Выросший на урезе бескрайних просторов океанов и морей, я с огромным трудом могу выносить вид грязной Москва-реки, и духоту автомобильно-гаражного города, после свежего морского бриза.
Это Москва. Из четырех "круглых" домов - ближний к реке - это мой. Квартиру получил по государственному сертификату как ветеран военной службы. Вот и выбираю себе в Москве места хоть как-то возможные к проживанию, - то возле Серебряного Бора, то у Нагатинской поймы, где самые большие водные зеркала. Но и там и там теперь понагородили мостов, и еще понагородят. Наверное, опять куда-нибудь подамся. Человек я свободный, за место не держусь. Не место красит человека, а человек место. Только вот пока не знаю куда.
В Питере климат ужасный - как в Лондоне. В Украине, пока всех оранжевых революционеров не перебьют - особенно селиться не хочется. Там раньше украинской речи вообще слышно не было, а теперь вся Украина съехалась в ранее закрытый город. Вокруг Калининграда окопалась сплошная немчура, даже указатели на дорогах иногда только на немецком, вообще без русского текста. В Сибири все пораспахали, да и моря там нет. Владивосток оккупирован китайцами по самое "нехочу". В Мурманск - глуповато ехать, я полярных сияний насмотрелся, и такая радость очень не продолжительна.
Надо подумать на счет Валдая, или Байкала, или даже Черногории (а там дом у моря на 5 комнат стоит вдвое меньше чем однушка в Москве) - этот капиталистический режим "с человеческим лицом" лично мне начинает надоедать. Тем более, что грядет очередная "эпоха перемен". Надо выбирать местечко потише. Подальше от оголтелых "передельщиков" и беззаконной власти. Не дай Вам Бог жить в эпоху перемен.
Карта сайта
Андрей Геннадиевич Шалыгин
09.01.1964 г. рождения.
Русский.
Православный. Холост. Москвич.
Капитан 1 ранга запаса (полковник) Календарная выслуга - 23 года. Свыше 20 наград, благодарности Президента РФ,
МО РФ. Командовал 2 подводными лодками. Последняя должность в ВС РФ - 35
тарифный разряд - Начальник 1-го отдела Оперативного Управления ВМФ России «Оперативного планирования развития и решения проблем военно-технической
политики ВМФ России». Имел в оперативном управлении свыше 20 000 человек. Уволен
в запас в 2002 г. Доктор философии.
Фотография слева - август 2006 г.
Семь высших образований, из них две академии, и два факультета
университета. Следует понимать, что если человека чему-то учили, то совершенно
необязательно, что он чему-то научился, или сделал правильные выводы из процесса
обучения. Поэтому перечисляю только по основной специальности, так как остальное
не влезет. В том числе,
военное:
1985 - Черноморское ВВМУ им. Нахимова, г. Севастополь, «с отличием» - высшее специальное -
инженер, специалист по ракетному вооружению подводных лодок. По выпуску назначен
командиром группы управления ракетным оружием бдрпл (бывший подводный
крейсер К-318) 14 дипл ЧФ, по русской классификации пл пр. 651, по
американской - класс "Джульетта". Ракеты с ЯБП П-6МБ. Потом был командиром
ракетной боевой части на бывшем подводном крейсере К-67 153 брпл.
1990 -
Высшие офицерские классы ВСООЛК ВМФ г. Ленинград,
«с отличием». По выпуску назначен старшим помощником командира бпл Б-6 пр. 641
155 Константской брпл, класс "Ромэо". Потом командовал подводными лодками
Б-854 и Б-109 153 обрпл. Заочно обучался в академии.
1998 -
Военно-морская Академия им. Кузнецова, «с отличием» - высшее военное - командно-штабная
оперативно-тактическая. В процессе заочного обучения служил сначала старшим
офицером по управлению подводными лодками на Южно-Европейском направлении,
потом - начальником отдела оперативного планирования применения сил и войск
Черноморского флота РФ. Потом перевелся в Москву на должность начальника
отдела оперативного планирования развития ВМФ РФ и решения проблем
военно-технической политики ВМФ РФ (Оперативное управление Главного штаба
ВМФ РФ).
2001 - Военная академия Генерального штаба ВС
РФ - высшие курсы руководящих работников министерств и ведомств РФ -
национальная безопасность, военная экономика, социология и политология. Обучался
как всегда заочно. Дипломов с отличием не давали - дали всем одинаковые.
Служить надоело, решил получить квартиру, так как давали по увольнению -
уволился по рапорту.
Гражданское заочное: ЗНУИ - 2 факультета, ФЦ СЖ СССР, и др. (от
краснодеревщика до DBA).
После увольнения из ВС:
2002
год - управляющий делами ГУП ДЕЗ «Замоскворечье» ЦАО г. Москвы,
2003 год - руководитель аппарата управы
Пресненского района ЦАО г. Москвы,
2005 - по н.в.
- генеральный директор ООО «Русский проект» г. Москва (издательский бизнес).
Автор ряда книг (более 20), в 2003-2005 г.г. главный редактор 3 газет «Наша
Пресня» (муниципальная), «Пресненский благовест» (православная), «Наш выбор -
Пресня» (политическая). Строим, пишем.
Не мудрствуя
лукаво, просто приведу цитату из своего личного дела, понимая, что не все поймут
о чем, но тем не менее выдрал кусок из этого наукообразного документа:
"По роду службы в ВМФ занимался руководством оперативным
планированием применения войск, сил и средств ВМФ РФ, организацией
взаимодействия с другими видами ВС; организации военного кораблестроения,
закупки вооружения и военной техники, строительства и содержания в ходе
эксплуатации объектов береговой инфраструктуры ВМФ и элементов оперативного
оборудования территории страны (ВМБ, пункты базирования, терминалы, пункты
управления, стационарные радио и радиотехнические системы ВМФ и так далее),
являлся рецензентом научных трудов соискателей ученых степеней от 1 и 24 ЦНИИ,
статей публикуемых по кругу ведения Главкомата ВМФ в СМИ; непосредственный
исполнитель докладов Главнокомандующего ВМФ Министру Обороны и Президенту РФ, а
также докладов Министра обороны и выступлений Президента по перспективам
строительства и военно-технической политики ВМФ, переписки Главкомата ВМФ с
Министерствами и ведомствами РФ по вопросам оперативного оборудования территории
страны, национальной безопасности, мониторинга, аэро- и космической съемки,
научно-техническим вопросам и проблемам военно-технической политики,
строительству и содержанию портовых сооружений и терминалов, объектов военной
инфраструктуры на берегу, взаимодействию с государственными унитарными
предприятиями по проектированию и строительству военной техники и вооружения для
ВМФ. Лично курировал военное кораблестроение и НИОКР по новым видам оружия и
военной технике, взаимодействие Главкомата ВМФ с МЭРИТ, МИД, МАП, Центром
военно-стратегических исследований ГШ ВС и другими министерствами и ведомствами.
Принимал непосредственное участие в ведении переговоров с иностранными
делегациями в ряде стран Азии и Западной Европы по вопросам Морской политики
России; в формировании документов Государственного Оборонного Заказа и
Государственной Программы Вооружений, разработке Морской Доктрины России,
Доктрины информационной безопасности, и так далее.
В течение 5 лет возглавлял
Отдел оперативного планирования применения сил и войск Черноморского флота.
Хорошо владеет системным анализом в разных областях научных и прикладных
исследований, практике управления функционированием предприятий промышленности и
различных учреждений. Свободно владеет компьютером и программным обеспечением на
уровне профессионального системотехника. Обучен психоанализу и социальному
регулированию". Профессиональный подводный пловец, инструктор подводного спорта
СССР. И т.д. и т.п.
Осталось только
добавить, что я был трижды женат (подробнее смотрите в "Личных тайнах"). Сейчас
холост. Первый брак продержался 18 лет, последний - менее полугода. Есть у меня
такая дурная привычка - жениться. Блудить не умею и не хочу. Зато у меня есть
очень умненький сын Андрей Андреевич 27 марта 1983 года рождения, старший лейтенант ВМФ РФ,
штурман боевого корабля. Служит в Севастополе. Кличка во дворе "Клепа", - с
детства все конструирует как и я. Его ник - JAM.
www.shalygin.ru andrey@shalygin.ru shalygin@bk.ru ICQ: 359-884-735 "Странник"
ГЕОГРАФИЯ СТРАНСТВИЙ
Как и красноармейца Сухова, меня тоже носило по белу свету из конца в конец.